Кому на Руси жить хорошо?


Кому на Руси жить хорошо? Всем, но только не подростку, так думает тинейджер, не признаваясь в этом никому, порой и самому себе…

В подростковом возрасте (период 11-17 лет) у человека начинает формироваться мировоззрение. Он более осознанно исследует границы, дозволенного и недозволенного, свои и чужие. Подросток пробует окружающий мир на свой вкус, создавая этот вкус самостоятельно, своим поведением через свой социальный опыт. Мы все знаем афоризм: «Посеешь поступок —пожнешь привычку, посеешь привычку—пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
В этот период, опыт общения с такими тинейджерами, как и он сам, для подрастающего ребенка является самым важным. Признания его, как самодостаточной единицы, в том же коллективе «однополчан», с одинаковыми чертами независимости от взрослых авторитетов. Проще всего, конечно, свою независимость пробовать в отношение близких взрослых, родителей и учителей. Через этот опыт, не всегда «сахарный», для обоих сторон, взрослеющий ребенок, начинает формировать свое «Я», взрослость своего будущего. В зависимости от качества проживания этого возрастного промежутка, человек в дальнейшем, будет проживать свою жизнь либо в выигрыше, либо в аутсайдерах. Отстающий, т.е., аутсайдер, пропускает мимо себя все шансы, касающиеся не только своего материального благополучия, но в большей степени, отсутствие выстраивания гармоничных отношений с окружающим его миром, т.к., он не научился навыкам самостоятельного преодоления препятствий, чтобы быть уверенным в себе, в своих ресурсах.
Таким образом, подростковый период является очень ответственным и зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее, все это формируется именно в этом возрасте. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками.

В группе сверстников вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занимать желаемый статус. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, который ближе, понятнее и гораздо доступнее по сравнению со взрослым человеком, чьи установки подвергаются критике.
Подростки как бы специально «нарываются» на запреты, чтобы иметь возможность собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы их возможностям. Именно через это столкновение они узнают о себе, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. У «проблемного» поведения подростков есть биологические причины. В основе бурных изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Ребенок вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». В моменты особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. Адаптационные механизмы нервной системы отстают, поэтому подростковая психика быстро истощается, возникает агрессия. Пытаясь избавиться от этих агрессивных факторов тревожности, подростки выплескивают ее во вне, часто вступая в конфликт. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя. Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения. Подростки стремятся быть и действовать как взрослые. Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие ребенка происходит бесконфликтно. В этом возрасте, нам родителям, важно рассказать ребёнку не только об изменениях, которые происходят с его телом, но и о многих других спорных моментах, которые происходят в обществе. Роль привычного строгого родителя меняется на другую родительскую функцию. Важно стать для ребёнка старшим другом, который имеет свое мнение, свою историю жизни, свои ошибки, свой опыт проживания этих ошибок. В эти моменты не стоит лукавить. Родители открывают себя для ребенка, без прикрас и украшательств. Ребенку важно чувствовать, что он не один, а метаморфозы Печорина из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени», который говорил: «Я был готов любить весь мир, но меня никто не понял: и я выучился ненавидеть», прошли мимо.
Родители в свое время, тоже проходили все эти этапы взросления, на которых не всегда было легко и просто, понимать и принимать себя, отстаивая перед другими свои принципы. Всегда есть много соблазнов и мягких отходов от своего мнения, ради стадного и спорного мнения большинства. Но проходя этот опыт узнавания себя вместе с исследованием процессов взаимодействия с другими, можно многому научиться, а потом пользоваться этими навыками коммуникации в своей будущей взрослой самостоятельной жизни.

Родителям важно понимать, чем дышит его ребенок, в каком кругу он общается, какие веяния и течения актуальны в социуме. Родитель обязан держать руку «на пульсе», не только, чтобы уберечь своего ребенка от непредвиденного, но и для того, чтобы вместе с подростком распознать, что это непредвиденное и как вместе с ребенком возможно с этим справляться. У родителей есть самое большое преимущество, перед ребенком, это их прошлый и переработанный со временем опыт, из которого можно сделать реальный жизненный вывод. Сейчас в мире много открытой информации, которую можно узнавать и анализировать. В обществе много толерантности и принятия, а также агрессии и ненависти. В данных реалиях, ребенку не всегда просто разобраться во многих вопросах, в том числе, в вопросах гендерного, полового характера. Почему, например, в одном обществе, спокойно относятся к однополым бракам, а в другом обществе этот активно осуждают. Поэтому важно вместе со своим ребенком изучать мировую историю и тенденцию таких отношений, понимать позицию людей, трезво, ровно и спокойно, без осуждения, учитывать разные мнения, чутко уважая границы ребенка и выражая свой индивидуальный взгляд. Сексуальность – центральный аспект бытия человека на протяжении всей его жизни. Включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, половой инстинкт, удовольствие, близость и репродукцию (размножение).
Почти каждый родитель так или иначе представляет себе будущее своего ребёнка, мечтает, чтобы тот получил хорошее образование и достойную профессию, любил и был любим, создал семью, осчастливил бы внуками и т.п. Как правило, такие мечты если и оправдываются, то не полностью. Дети, будь они гомосексуальны или гетеросексуальны, имеют собственные планы на свою жизнь. Если они совпадают с представлениями родителей хотя бы частично – это здорово. Если же нет, то стоит смириться с тем, что у детей, так же как и у родителей, есть только одна жизнь, и они имеют полное право прожить её так, как хотят, а не так, как от них ждут другие люди.

Проводя с ребенком такие не формальные исследования по разным волнующим его темам или темам его подростковой среды, родители реально становятся тем авторитетом, в котором нуждаются их дети и которые много могут понять, применить и быть очень благодарными, а значит и устойчивыми в своей дальнейшей взрослости.
Ту любовь и уважение, то неравнодушное отношение к себе наши дети точно не забудут, а будут искренне продолжать аккумулировать и расширять в своем узком подростковом кругу, а потом и социальных отношениях в обществе.
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека. Уезд, из которого они происходят, называется автором Терпигоревым… В поэме используется художественный прием «говорящих» названий.
Самое желаемое для родителя видеть своего ребенка счастливым и чтобы он свою трудную подростковую эпоху взросления проживал открыто, поэтому мы общаемся с взрослеющим ребенком правдивым, а значит говорящим языком, говоря обо всем как есть, чтобы потом не терпеть горе…, оставаясь горемычными в своем «терпигоревом» жизненном пространстве.

Рекомендации в этой статье не заменяют консультацию у специалиста.

Оксана Лемнару — Вена (Австрия) 

Психолог (клинический), преподаватель психологии, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП), практикующий, дипломированный психолог, ведущий инструктор индивидуальной и групповой терапии, обладающий уникальным знанием в области психологии, практикует в своей работе различные методы и способы психологической поддержки людей, потому что каждому из нас необходим индивидуальный подход. Коуч (США),Фасилитатор (Индия, Швейцария), Кинезиолог(Япония), Цветотерапевт (Англия)
 Страница в Фейсбуке oksana.lemnaru
Подпишись, чтобы не потеряться и обсудить новость!