Как преодолеть страх, чтобы сказать хоть что-то на неродном языке?


Говорить никто не боится. Просто говорить. Многие из нас начали это делать в раннем детстве и это привычка существует у нас до сих пор. Мы произносим слова вслух и даже не задумываемся над этим процессом. Мы радуемся общению, мы скучаем по интересным собеседникам, мы восхищаемся новым встречам и старым друзьям. Для нас всё это привычно и отлажено. Мы в своей «тарелке», в своей энергии, в своем «эгрегоре», структуре, общности …. Мы точно знаем, что от кого ожидать и что ожидают от нас, хотя бы приблизительно. Мы знаем, как не показаться нелепыми, смешными или глупыми, но, конечно, иногда мы позволяем себе эти действия в кругу своих самых близких и принимающих нас людей.
Тогда, откуда у нас возникает страх, когда мы хотим произнести что-то на неродном для нас языке? Он сковывает наше горло, парализуя все наши мысли, рассудок и движения, превращая нас в другого человека, совсем непохожего на того, кого мы привыкли осознавать в себе? У страха глаза велики. И мы всё начинаем видеть в увеличенном, искаженном виде, не осознавая, и не признаваясь себе, в том, что с нами и вокруг нас происходит что-то очень неестественное и чужое. Внутри, мы ругаем себя за эти действия-бездействия, осуждаем, заново учим грамматику, записываем в тетрадках «залихватские» слова, отчаянно зубрим стандартные выражения, но… воз и ныне там, мы не разговариваем с носителями другого изучаемого нами языка. Естественно, чтобы не причинять себе сильный стресс и боль, мы делаем всё, чтобы не встречаться с людьми, которые говорят на своем родном языке. Мы не хотим с ними общаться, взаимодействовать, а только передаем информацию через кого-то, говорящего на языке страны нашего проживания, тратя при этом свои денежные и моральные ресурсы. Наша вера в себя уменьшается, но мы все равно не хотим идти туда, где нам страшно. Мы, боимся оказаться, смешными, непонятыми, глупыми, мы ведь не такие?
Но как говорится в присказке: «Когда чёрта боишься и закрываешь дверь, он все равно в окна пролезет».
Поэтому, мы берем и делаем что-то по — другому.
Мы в своём страхе не одиноки — возможно, осознание этого факта, поможет сделать первый шаг.
Второе действие, пойти в этот страх, повернувшись к нему лицом (приглашая черта в гости через дверь). Признать, то, что, иногда, мы можем быть смешными, непонятыми и глупыми … На самом деле, от осознания этого факта, еще никто не умирал, а если мы остались в живых, то значит с остальным легко справимся…. Зная развязку события, т.е., ничего страшного уже не произойдет, если мы с ошибками произнесем свою речь, мы можем наше общение сделать без напряжения и с интересом, с искренним интересом. Всегда интересно самим дочитать роман, детектив, триллер, и узнать, чем же дело закончилось, какой неожиданный финал, приготовил конкретно нам автор бестселлера? Так же и с процессом говорения, мы задаем себе вопросы: «Интересно, какую фразу сегодня я приготовлю для вопроса прохожему, как он ответит, как поблагодарю его я и как мы будем улыбаться друг другу потом?». Некий непредсказуемый финал, который мы сами и генерируем, зная, что финал в любом случае будет для нас интересным и ресурсным.
Потому что и это третья составляющая, люди, по закону зеркальных нейронов, считывают эмоции друг друга, неосознанно включаясь в предложенные им обстоятельства. Если обстоятельства интересные (как в нашем случае) и без напряжения, то и в ответ мы получаем энергию интереса и спокойствия. Эта схема, которая присутствует в теории эмоционального интеллекта работает и наоборот. Поэтому, когда мы напряжены и напуганы, как бы хорошо, при этом, мы не были бы подготовлены, люди почему — то шарахаются от нас.
Четвертое, немаловажное значение в этом процессе, является знание, того, что человек, сам по себе не может существовать в одиночестве. Человек, существо социальное. Мы постоянно сталкиваемся с разными группами людей, которые объединены различными идеями. Чистота вибраций сознаний людей в таких группах, составляет так называемый «эгрегор» (общность/структура/потенциал/архетип), который усиливает энергию каждого человека в этой группе. И если люди в группе, объединены общей идеей, то их потенциал огромен. Они образуют вокруг себя пространство, которое синхронизирует и направляет их деятельность. И при хорошей сплоченности и включенности группы, всегда чувствуется особое погружение, сближение, которое, как правило, не доступны каждому человеку в одиночку, поэтому возникает синергия, т.е., новая энергия, для реализации, в нашем случае, процесса иностранного говорения.
К. Юнг описывал этот эффект, когда вводил новое понятие «коллективное бессознательное», приводя известные факты, как например: «Эксперимент с утками, которые не знают куда лететь во время осенней миграции пока не соберется стая». Поэтому важно найти единомышленников, которым так же важно действовать, т.е., говорить на изучаемом языке.
Пятая составляющая реализации процесса успешного говорения, это конечно лидер группы единомышленников. Кто это? Это, классный и профессиональный учитель, который точно знает все тонкости, правила, «подводные камни» процесса обучения другого языка, он любит этот процесс и наслаждается своей работой. Этот могучий и сильный лидер, проводник воли группы единомышленников, следит за выполнением правил и корректирует направление, задаёт вопросы, держит энергию группу, создавая синхронизацию процесса обучения.
Конечно, существует много различных лингвистических школ и обучающих курсов для освоения иностранного языка, но всегда важна не только мотивация (иногда она одна делает чудеса), но и знание некоторых вопросов человеческой психики и социальных законов общества, в котором мы живем. Возможно тогда, процесс привычного говорения в непривычной среде проживания на неродном языке будет более осознан и привлекателен.

Рекомендации в этой статье не заменяют консультацию у специалиста.

Оксана Лемнару — Вена (Австрия) 

Психолог (клинический), преподаватель психологии, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП), практикующий, дипломированный психолог, ведущий инструктор индивидуальной и групповой терапии, обладающий уникальным знанием в области психологии, практикует в своей работе различные методы и способы психологической поддержки людей, потому что каждому из нас необходим индивидуальный подход. Коуч (США),Фасилитатор (Индия, Швейцария), Кинезиолог(Япония), Цветотерапевт (Англия)
 Страница в Фейсбуке oksana.lemnaru
Подпишись, чтобы не потеряться и обсудить новость!