Когда ты собираешься делать уроки? 


Когда ты собираешься делать уроки? 
— После кино. 
— После кино — поздно. 
— Учиться, никогда не поздно! 
Знакомые диалоги почти для каждого родителя, особенно, когда дело касается подростка. Но, иногда бывает поздно, особенно, когда дело касается учения и обучения навыкам выполнения школьных уроков и/или навыков принятия самостоятельных решений.
Если этих навыков у ребенка нет, то вряд ли он может чего-нибудь добиться в своей взрослой жизни. Одна из важных функций родительского воспитания, касается не только вкусно и полезно накормить маленького ребенка, красиво и комфортно одеть ребенка постарше, но самое главное, это обучить подростка навыкам дальнейшей самореализации, через навыки школьного обучения и принятия самостоятельного решения.
Эти навыки не появляются у ребенка сами по себе. Эти навыки формируются точно также как навыки: есть ложкой, шнуровать свою обувь, элементарно, учиться ходить. Эти навыки, не даны человеку от природы, это социальные адаптационные инструменты, которые необходимо прививать ребенку постепенно, в зависимости от его возраста и в соответствии, с его психическим и физическим развитием. Эти навыки важны, хотя бы для того, чтобы вхождение ребенка во взрослую самостоятельную жизнь было экологичным и естественным, а сам ребенок, мог чувствовать себя в любой ситуации уверенно и гармонично. Для каждого родителя, важно, когда их взрослый ребенок может самостоятельно и легко справится со всеми жизненными вопросами и проблемами, которые могут встретиться на его пути. Это самая заветная мечта любого родителя. Но для ребенка, который не умеет самостоятельно учиться или не обладает навыками обучения и принятия самостоятельного решения, любой вызов может казаться безвыходной ситуацией, с которой он не справляется. Такие нерешенные ситуации будут тревожить и мучить его постоянно, хотя внешне он будет казаться равнодушным и беспечным… Зависимость от других также не добавляет уверенности в себе, а приводит к различному отклоняющему поведению личности. Поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Такое, так называемое, девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей, которое приводит к социальным санкциям. В некоторых случаях такое поведение может превратиться в часть характера подростка, избавиться от которого сложно….
Поэтому родителям важно знать особенности взросления их ребенка и быть к ним готовым, чтобы эти этапы взросления проходили мягко и корректно.
С взрослением ребенка, родители с удивлением обнаруживают, что находить взаимопонимание с когда — то послушным школьником становится всё труднее и труднее. Но и подростки тоже находятся не в лучшем положении, они чувствуют, что родители их не ценят и не понимают. Эта взаимная проблема, с которой важно разбираться сразу. На самом деле, как бы не вели себя подростки, декларируя, что их ничего не волнуют, проблемы в общении с родителями и непонимание с их стороны, расстраивают подростков очень сильно.
В возрасте 13-18 лет, у ребенка, часть мозга, которая отвечает за удовольствие, доминирует над частью мозга, которая отвечает за логику и построение аналитических решений. Поэтому, в этом возрасте большинство подростков нуждаются в поддержке взрослых, в том числе при принятии самостоятельных решений. Одновременно, взрослым важно предоставлять ребенку право выбора, поддерживать его, предлагая свой опыт и рекомендации, не настаивая на своём мнении и не контролировать подростка. Это постепенный процесс, который важно проходить совместно. Родитель показывает своим примером как это происходит у него, делая процесс доверительным, делясь любовью и своим временем. Подростки, как правило, спорят и не доверяют опыту родителей, ставя под сомнения их убеждения и ценности. Но при спокойном восприятии родителей подростковой нетерпеливости и несогласию, детям нет необходимости восставать и сопротивляться родительскому авторитету. Дети становятся открытыми и восприимчивыми к родительской заботе, когда чувствуют родительскую поддержку. Поэтому важно быть тактичным в отношениях с подростком, одновременно, показывая и формируя вместе с ним, инструменты для навыков самостоятельного обучения.
Существует простой алгоритм, который при последовательном и постоянном использовании формирует у ребенка устойчивую и крепкую основу для самостоятельного обучения:
1. Пока у ребенка не сформирован навык, важно показать, как это делать. Когда у ребенка что-то не получается, он сразу теряет интерес, и вот здесь важно помочь ему освоить непонятный для него материал, возможно с помощью профессионала, т.е., того же специалиста -репетитора.
2. На этом этапе важно закрепить полученный опыт, неоднократно повторяя вновь образованный навык. Спрашивать у ребенка, как он себя чувствует, когда у него получается? (радостно, уверенно, спокойно… обязательно выслушайте своего подростка). Когда ребенок чувствует себя уверенно, он захочет повторить этот навык еще раз, радуясь своим успехам.
3. На этом этапе, важно предоставить ребенку самостоятельно справляться с аналогичным заданием, без посторонней помощи. Выполняя задание, он уже сам начинает мыслить, не обращаясь ни к кому за помощью. Его самооценка повышается и зависимость от кого — то начинает уменьшаться.
4. Автоматическая обусловленность. Это про то, что, когда надо решать задачу, он открывает тот учебник, в котором есть решение аналогичного упражнения, а делая письменную работу по русскому языку, он обращается к словарям или интернету, где он может найти, например, правильное написание слов. Ребенок уже не забрасывает непонятную задачу, говоря я не знаю, как её решать, он автоматически начинает процесс решения сам.
5. Когда автоматизм решения стандартных задач и упражнений выполнен, можно включать креативность и рассматривать примеры с новым творческим взглядом на решение.
Ребенок усвоил весть процесс, знает весь алгоритм от простого к сложному. Теперь для него, даже сложное решать интересно и креативно, нестандартно и весело. Подросток уверен в себе, в своих силах, потому что он уже не раз это делал сам, имея успех и удовольствие от результата. Возникает устойчивая привычка, что все решаемо, и всего возможно достичь самому…
Поэтому в диалоге с ребенком, на вопрос: «Как можно съесть большого слона?». Будет ответ: «По кусочкам, по маленьким кусочкам …».
«Съесть слона» – метафора, помогающая справляться с различными задачами и достигать целей. Когда они сбываются, это здорово!!!

Рекомендации в этой статье не заменяют консультацию у специалиста.

Оксана Лемнару — Вена (Австрия) 

Психолог (клинический), преподаватель психологии, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП), практикующий, дипломированный психолог, ведущий инструктор индивидуальной и групповой терапии, обладающий уникальным знанием в области психологии, практикует в своей работе различные методы и способы психологической поддержки людей, потому что каждому из нас необходим индивидуальный подход. Коуч (США),Фасилитатор (Индия, Швейцария), Кинезиолог(Япония), Цветотерапевт (Англия)
 Страница в Фейсбуке oksana.lemnaru
Подпишись, чтобы не потеряться и обсудить новость!