Австрийцы переплачивают за топливо до 180 евро

По данным специалистов за конкуренцией, австрийцы платят за топливо гораздо больше, чем оправдывает рост цен на нефть. Есть стойкое подозрение, что кто-то сильно наживается.

Никаких явных злоупотреблений рыночной властью, никаких судебных свидетельств о создании картелей – по крайней мере, конкуренция на внутреннем рынке топлива, похоже, работает. К такому выводу пришла Федеральная служба по конкуренции (BWB) , которая 21 марта начала "отраслевое расследование австрийского рынка топлива".

Причиной анализа по заказу федерального правительства стал взрыв цен на заправочных станциях из-за российского вторжения на Украину. С юридической точки зрения пока все в порядке, но эксперты нашли то, что должно возмутить австрийцев: с начала войны с водителей сняли лишнее.

В отчете предполагается, что бенефициарами, скорее всего, являются нефтеперерабатывающие заводы, принадлежащие нефтяным гигантам. По данным BWB, произошло "отделение динамики оптовых цен на топливо от динамики цен на сырую нефть". Проще говоря: НПЗ продают топливо на АЗС по такой высокой цене, что это уже нельзя объяснить ростом цен на сырую нефть и более высокими эксплуатационными расходами.

Согласно отчету, в то время как нефтеперерабатывающие заводы, по-видимому, "систематически" увеличивали свою маржу, в марте для заправках был только один резкий выброс. В то время на заправках фиксировался "необъяснимый, непропорционально более сильный рост цен".

В целом, в своем 93-страничном отчете BWB исходит из того, что нефтеперерабатывающие заводы "примерно утроили" свою прибыль с февраля, что "соответственно обеспечивает более прибыльный дизельный и бензиновый бизнес". Кроме того, было просчитано, что это значит непосредственно для водителей. Цитата: "Если бы валовая маржа АЗС и особенно нефтеперерабатывающих заводов после начала войны осталась неизменной, водители заплатили бы в среднем 11,4 евро с НДС в первой половине июня 2022 года за каждый 50-литровый бак   дизельного топлива и 12,6 евро на бак бензина меньше".

В годовом исчислении эта надбавка легла на среднего австрийского водителя (согласно VCÖ с расходом около 790 литров дизельного топлива или 630 литров бензина в год) в сумме до 180 евро в год.

Федеральная антимонопольная служба здесь не может вмешиваться, так как нет "судебных доказательств" нарушений рыночного законодательства. Однако "факты, подтвержденные данными, могут быть предоставлены в распоряжение парламента и общественности, чтобы обеспечить обсуждение на основе фактических данных". В двух словах: только политики могут перекрыть краны транснациональных корпораций, или общественность может заставить политиков сделать это.

Бернар Константинов
По материалам: https://www.heute.at/
Фото: Getty Images/iStockphoto
Материалы www.austria-today.ru содержат оценки только иностранных СМИ и не отражают позицию austria-today.ru

 

 

Поделитесь материалом

Еще материалы для Вас:
Наверх